Участники Фестиваля

Печенкин Глеб Борисович
Глеб Печенкин - исследователь, исполнитель древнерусского богослужебного пения, головщик Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции (г. Москва), руководитель общества свт. Иова, патриарха Московского. Глеб Борисович - выпускник Московской консерватории, имеет 30-летний опыт пения на клиросе, автор ряда исследований и методических пособий по знаменному пению. Являлся председателем оргкомитета четырех Практических съездов любителей знаменного пения.
Гринденко Анатолий Тихонович
Анатолий Тихонович - выпускник Московской консерватории, хоровой дирижёр, регент. Основатель и руководитель церковного хора "Древнерусский распев". В 2020 году Анатолию Тихоновичу исполнилось 70 лет. В 1980 году он организовал хор из учащихся семинарии и духовной академии в Троице-Сергиевой лавре, в 1985-м организовал мужской хор при Издательском отделе Московского Патриархата. В дальнейшем коллектив получил развитие как камерный мужской хор «Древнерусский распев». Гринденко — автор нескольких книг о церковном пении и труде регента.
Мосягина Наталья Викторовна
Наталья Викторовна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Римского-Корсакова. Ансамбль "Ключ разумения" был организован ею в 2004 году. Его деятельность направлена на изучение древнерусского певческого искусства и привлечения внимания к нему. Название и символ коллектива заимствованы из музыкально-теоретического руководства 2-й половины XVII века, созданного монахом Тихоном Макарьевским: «Ключ разумения отверзaет двeрь Божеcтвеннаго пения». Ансамбль работает над освоением дошедших до наших дней звучащих традиций. Большое внимание уделяется исполнительской реконструкции песнопений, записанных древними музыкальными нотациями (знаменной, путно-демественной, киевской). В репертуаре коллектива знаменный, большой, путевой, демественный, а также различные авторские и монастырские распевы, ранние формы русского многоголосия (строчное, демественное, знаменное). Помимо литургических жанров, коллектив исполняет покаянные и духовные стихи. Ансамбль выступает с концертами и мастер-классами в России и за рубежом (Италия, Финляндия, Польша, Румыния, Сербия, Черногория и др.).
Болдышева Ирина Валентиновна
Ирина Валентиновна - композитор, руководитель Церковно-певческой школы и Детско-юношеского хора во имя преподобного Иоанна Дамаскина при соборе Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге.

Детский хор был создан Ириной Валентиновной в 1990 году. Вначале дети знакомились с певческим обиходом: хор участвовал в богослужениях, пел в храмах и монастырях во время паломнических поездок. Тогда же начал складываться концертный репертуар хора из специально для него создаваемых Ириной Болдышевой произведений.
Вскоре была создана церковно-певческая школа, частью которой стал хор.

Со второй половины 90-х годов хор стал заниматься изучением и исполнением песнопений византийской и знаменной традиций, подарив радость слышания их множеству людей. Погружению учеников-хористов в древние певческие традиции очень способствовало в те годы преподавание руководителя хора Ирины Болдышевой на кафедре Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории. Дети знакомились и начинали осваивать
знаменную и византийскую невменные нотации. Они сразу почувствовали духовную подлинность древних распевов и глубоко отозвались на их сокровенную красоту.

Певчие – маленькие и уже совсем повзрослевшие – воспитываются в лоне Церковно-певческой школы в едином духе и в единой, старой манере вокального исполнительства, в традициях византийской и древнерусской духовной и певческой культуры.

Неизменное служение хора в том, чтобы славить Бога, напомнить сегодняшним русским людям о их православных корнях, великой истории, великой культуре и великих предках. А другим народам – открывать богатство православной русской души, давать прикоснуться к священной красоте православного Богослужения, лежащего в истоках всемирного сокровища – великой византийской культуры.
Старикова Ирина Владимировна
Ирина Владимировна - выпускница историко-теоретического факультета Московской государственной консерватории. Кандидат искусствоведения, научный сотрудник Научно-творческого центра церковной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

Сфера научных интересов — византийские и древнерусские литургические и певческие нотированные рукописные книги, история нотации, псалмодия, мелизматические распевы, история поствизантийского певческого искусства, устная традиция старообрядцев и современная греческая церковно-певческая практика.

В настоящее время занимается разработкой научных проблем, связанных с формированием комплекса мелизматических формул в знаменном распеве и развитием калофонического искусства в византийской певческой традиции.

Автор статей в отечественных и зарубежных научных сборниках, в «Православной энциклопедии» и «Большой Российской Энциклопедии».

С 2011 года в качестве ассистента проф. И. Е. Лозовой ведет индивидуальные занятия, участвует в преподавании курса «История русской музыки». Участвует в подготовке методических пособий по курсу проф. И. Е. Лозовой, в подготовке каталога электронного фонда НИЦ, в проекте по описанию синодального певческого собрания, а также нотированных греческих певческих рукописей Государственного исторического музея.
Ансамбль "Асматикон"
Ансамбль "Асматикон" при Научно-творческом центре церковной музыки занимается изучением и практическим исполнением песнопений двух богослужебных певческих традиций – знаменной и византийской.

Название коллектива происходит от греческого «АСМАТИКОН» [Ἀσματικὸν]: 1) византийская богослужебная певческая книга, содержащая песнопения, предназначенные для исполнения хором певчих; 2) пространно и искусно сочинённое песнопение, исполняемое по особому случаю.

В репертуаре ансамбля знаменный распев представлен наиболее архаичной традицией – дореформенной раздельноречной, сохранившейся в рукописных и печатных нотированных источниках и в богослужебном пении старообрядческих беспоповских (поморских) общин.

Византийский распев, исполняемый певческим коллективом, представляет современную богослужебно-певческую практику восточных православных церквей, которая является непрерывным продолжением и развитием древнейшей византийской традиции псалтического искусства.

Песнопения обеих традиций исполняются по оригинальной нотации – знаменной крюковой и невменной поствизантийской.

Вдохновителем и автором идеи создания ансамбля при Центре стала его основатель и руководитель (с 1998 по 2007 – Научно-исследовательский центр церковной музыки им. Прот. Димитрия Разумовского) - проф. И.Е. Лозовая (+ 2007). У истоков деятельности ансамбля стоит А.А. Елисеева, организовавшая в 2005 певческую лабораторию при Научно-исследовательском центре.
В лаборатории разрабатывалась творческая концепция исполнения певческого материала обеих традиций, решались проблемы певческой интерпретации, которая должна была соответствовать научным изысканиям сотрудников Центра и, вместе с тем, находиться в русле живой многовековой богослужебно-певческой традиции (знаменной и византийской).

В 2010 году лаборатория преобразована в концертирующий певческий коллектив под руководством А.А. Елисеевой. В его составе — научные сотрудники НТЦ церковной музыки, выпускники Московской и Санкт-Петербургской Консерваторий, РАМ им. Гнесиных, студенты Московской школы византийского пения «Схолион псалтикис», руководители церковных хоров: Ирина Старикова, Марина Конотопова, Мария Выдрицкая, Ольга Мишина, Мария Шенталинская, Анна Ржанова.

Концерты ансамбля регулярно проходят в стенах МГК, в музеях, с которыми установились прочные творческие контакты (Государственный Исторический музей, Музей Русской иконы, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублёва), в храмах Москвы и Подмосковья.

Одной из форм деятельности ансамбля является проведение концертов-лекций, совмещающих исполнение церковных песнопений с описанием характерных черт их распевов в историко-культурном контексте (церковная история, гимнография, литургика, иконопись).
Карпов Иван Александрович
Иван Александрович — головщик, исследователь и преподаватель богослужебного знаменного пения, церковного чтения и церковно-славянского языка, кинорежиссёр.

C 2008 г. обучался знаменному пению в Москве при Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции у известных головщиков: Василия Сорокина, Мелетины Макаровской, Даниила Григорьева. С 2013 г. руководит обучением чтецов и знаменного хора в Рыбинской епархии.

С 2016 г. - руководитель певческой школы и знаменного хора Успенской единоверческой общины г. Ярославля (Ярославская митрополия РПЦ). Периодически проводит выездные семинары по знаменному пению и крюковой нотации (г. Ростов-на-Дону, г. Вологда, г. Иваново и др.).

Один из немногих в России обучает взрослых и детей церковному чтению и знаменному пению по традиционным древнерусским методикам (основанным на архивных аудиозаписях и исследованиях специалистов по исторической литургике, лингвистике и палеографии: проф. Бориса Успенского, канд. иск. Вероники Григорьевой, док. иск. Татьяны Владышевской, Глеба Печёнкина, Даниила Григорьева и др.). Таким образом "транслируя" не только теоретическое владение крюковой нотацией, но и певческую традицию (звукоизвлечение, звукоряд, прочтение "тайнозамкненных" начертаний).

В процессе обучения чтению, вслед за традиционной «Азбукой», используются основные богослужебные книги — Псалтирь, Часослов, воскресный Октоих. Также читаются творения некоторых святых отцов (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Добротолюбие и др.) на церковно-славянском языке. Каждый читаемый текст разбирается (объяснения непонятных слов, толкования отцов Церкви). Это даёт возможность учащемуся погрузиться в «языковую среду», сделать для него язык церкви родным, научить его не только правилам грамматики, но и «чувству» языка.

Обучение пению и знаменной нотации кобинирует в себе древнерусские теоретеческие наработки и старообрядческую практику, отработанную столетиями. Очень важна при обучении
постоянная богослужебная практика, т. к. певчий обучается не от нотации к звучащему песнопению, а наоборот - от слухового опыта к нотации, фиксирующей этот слуховой опыт.

В данное время Иваном Карповым подготовлен к изданию современный учебник церковно-славянского чтения по традиционной методике (взрослый и детский варианты). Также готовятся к изданию книги: "Подобник" (учебник по напевам самогласнов и подобнов малого знаменного распева), "Обиход" (обиход всенощного бдения и литургии, адаптированный для современных богослужебных нужд).
Григорьев Даниил Алексеевич
Даниил Алексеевич - руководитель хора Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, исследователь древнерусского церковного пения и старообрядческих певческих традиций, головщик храма Покрова в Рубцове (Москва). На протяжении 20 лет руководит церковно-певческими коллективами, специализирующимися на древнерусской традиции, преподает древнерусские традиции пения и чтения.

Хор Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции образован в 2016 г. по благословению митр. Волоколамского Илариона (Алфеева). Главная задача коллектива – возрождение древнерусских традиций церковного пения в лоне Русской Православной Церкви. В первую очередь это пение за богослужением, и затем – концертно-просветительская деятельность.

Участники хора – студенты и выпускники московских музыкальных вузов: Российской Академии Музыки им. Гнесиных, Академии Хорового Искусства им. В. С. Попова, Московского Института Музыки им. А. Г. Шнитке. Все участники коллектива прошли и продолжают проходить специальную подготовку: изучают крюковую нотацию, древние правила церковного чтения, сохраненные в общинах староверов, осваивают обрядовые особенности богослужения по дониконовскому чину.
Назаренко Юлия Алексеевна
Юлия Алексеевна - регент Свято-Троицкого храма станицы Новодонецкой Краснодарского края, руководитель церковного хора "Древняя Русь", выпускница отделения ДПИ СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова.

Хор "Древняя Русь" был основан 15 лет назад в 2005 году. В репертуар хора входят церковные песнопения знаменного распева и строчного многоголосия, песнопения грузинской и сербской традиции. Первые три года хор существовал на добровольных началах и был любительским. В 2009 году коллектив занял первое место в краевом фестивале "Величай душе". И в этом же году стал клиросным хором Свято-Троицкого храма станицы Новодонецкой и уже 11 лет поёт на воскресных и праздничных богослужениях.

В хоре сложилась традиция ношения древнерусских сарафанов и платков на богослужениях. В зимний период строгие синие, а в пасхальный красные.
В 2010 году про хор был снят фильм "Ключи разумения", который несколько лет показывал канал "Спас".